О чем фильм «Дылда», выдвинутый от России на премию «Оскар»?

dylda

Оскаровский комитет России в 2019 году выдвинул фильм Кантемира Балагова на премию Оскар. О чем фильм Дылда, читайте в нашей статье.

Краткое описание

На создание фильма режиссера воодушевил документальный роман Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

События кино разворачиваются после войны, начиная 1945-ым годом, в Ленинграде. По сути это повествование о женщинах, желающих восстановить мир и покой души. Но люди, живущие в разрухе, не в состоянии даровать друг другу ничего действительно необходимого.

Даже любовь не помогает. Персонажей она, скорее, тянет на дно. Сейчас на передовую выходят вещи помасштабнее любви и пострашнее чувственных переживаний. Например, раны, смерть — многое не дает людям жить так, как они хотят – в гармонии у домашнего очага.

Подробный сюжет

Главная героиня – долговязая и молчаливая Ия – работает санитаркой в госпитале, живет в коммунальной квартире. За внешний вид ей дали прозвище Дылда. Ия была контужена на войне, поэтому теперь непроизвольно замирает на месте на несколько минут. Во время припадков она ничего не слышит, реакция отключается. В таком состоянии Ия и появляется в картине первый раз. 

Кадры из фильма Дылда

Она воспитывает сына Пашу, но он похож совсем не на нее, а на кого-то другого – тёмненький и щуплый. Госпитализированные солдаты и соседи любят мальчишку. Бойцы стараются помочь – в игре изображают различных животных, а он их отгадывает.

В общем-то многие помогают Ие. Портниха нехотя, но всё же берется шить для мальчика одежду. Начальник госпиталя, пусть и все в сложном положении, находит пропитание в помощь главной героине, чтобы она смогла вырастить сына. Можно сказать, что жизнь идет заведенным порядком.

Однажды случается неожиданное. Во время игры с мальчиком у героини начинается приступ. Шуточная борьба на полу становится смертоносной. Паша лежит снизу, Ия не в состоянии контролировать себя, а поэтому всем своим телом давит на ребенка. Мальчик умирает от нехватки воздуха. Удрученная Ия возвращается домой. В это время на пороге у нее появляется зенитчица по имени Маша. Они подружились на фронте, вместе служили. Девушка очень рада видеть Ию, но она не понимает, почему та так подавлена. Маша начинает показывать подарки, заодно расспрашивать о Пашке. Выясняется, что на самом деле это ее сын, которого она отдала Ие на воспитание, пока находится на войне. Маша в качестве мести за убитого мужа решает пойти на фронт, чтобы продолжить воевать. Девушка признается, что лучше бы осталась дома или взяла Пашу с собой, потому что ей очень не хватало его. Скрипя зубами, героиня рассказала, что сын Маши умер. Та спрашивает: «Как это произошло?» Ия обманывает, что Паша умер во сне.

В доме культуры неподалеку порой проходят танцы. Ия и Маша, немного оправившись, решают сходить развеяться. Но дом культуры оказывается закрытым. Вечер подругам скрасили двое парней, с которыми они познакомились. После непродолжительного разговора все четверо сидят в машине. Маша отправляет Ию с одним из парней, а сама остается с другим. Его зовут Саша. Он достаточно застенчив, но это не мешает Маше заняться с ним сексом. Озлобленная Ия, неожиданно вернувшись, вытягивает Сашу из автомобиля, колечит его. Парню, с которым уходила она сама, Ия сломала руку, но тот не печалится по этому поводу. Женщина с Машей уходят.

Одна из следующих сцен проходит в бане. Во время мытья Маша сообщает, что очень хотела бы детей.

Затем она устраивается на работу санитаркой в больницу. С начальником госпиталя Маша делится историей знакомства с дылдой. Воевали они вместе, но Ия получила контузию и ее комиссовали. В беседе выясняется, что главврач потерял своих детей.

Кадры из фильма Дылда

Однажды в больницу к парализованному бойцу, у которого сохранилась только способность говорить, приходит жена. Ия отводит ее в палату. Глаза женщины сверкают от счастья при виде мужа, однако здоровье солдата вряд ли удастся поправить.

В это время приезжает комиссия с целью раздать подарки солдатам. Главный представитель – женщина, которая, как зритель узнает позже, является мамой Саши. Саша как раз и таскает мешки с подарками. Он пересекается с Машей и улыбается ей.

После завершения официальной части, когда Маша в коридоре моет пол, ей становится дурно, и с ней случается обморок. После осмотра начальник больницы говорит, что у Марии бесплодие. Обеспокоенная Маша свое спасение видит в Ие и просит ее родить для нее ребенка. Ия категорично отвергает эту просьбу. Снова убираться Маша идет ночью, но ей опять нездоровится. Она еле успевает добежать до пустой кушетки рядом с больными и прилечь.

Парализованный солдат и его жена просят главврача об эвтаназии. Тот после некоторых сомнений заставляет Ию этим заняться. Ничто иное как убийство она совершает ночью, но замечает свидетеля – Машу, которая всё еще лежала на кушетке.

Следующие события происходят во время новогоднего празднества. Среди всеобщего веселья Маша приглашает начальника больницы на танец. Она говорит ему про свой план, участником которого он обязательно станет, у него нет выбора. Он будет отцом ее ребенка, который будет зачат с Ией. Если они откажутся, Маша угрожает донести в НКВД и на него, и на Ию – соучастницу, за преступление – убийство человека. В тот же день начальник спит с Ией.

Отношения Маши и Саши налаживаются, Ия этим недовольна.

Доктор оповещает девушку, что та не беременна, и советует чаще и больше стараться для зачатия ребенка. Ия приходит домой и ссорится с Сашей.

А отношения Саши и Маши тем временем развились настолько, что он хочет познакомить ее с родителями. Готовится самое красивое платье. Когда разногласия между Ией и Машей сглаживаются, дылда отправляет ее с улыбкой в путь. Визит оказывается напряженным. Мать Саши еще с порога твердит, чтобы сын забирал свою невесту и отвозил назад, но он отказывается ее слышать.

Далее сцена внутри усадьбы во время обеда. Между матерью Саши и Машей происходит диалог. Оказалось, в действительности девушка не участвовала в военных действиях, а была военно-полевой женой. Родить она теперь не может из-за огромного числа абортов, а не из-за осколка. Такая прямота производит только положительное впечатление на маму Саши. Женщина хочет уберечь Машу от собственного сына, о чем и говорит ей. Так как он не видел настоящей войны, значит, скорее всего, поиграет с Машей и бросит. Саша, который уже не в состоянии это терпеть, выходит после удара кулаком по столу.

Маша возвращается домой. Ее неспешно везет трамвай, героиня глядит в одну точку и улыбается. Под колеса трамвая попадает человек. Маша выходит, чтобы посмотреть, что произошло. В толпе произносят: «Да это дылда какая-то». Героиня после неудачных попыток опознать тело бежит домой, но все в порядке, Ия сидит у окна. У нее снова случился приступ, а значит надо чуть-чуть подождать. Маша начинает рассказывать, что им больше никто не нужен, ни Саша, ни какой-либо другой мужчина. Девушки смогут справиться вдвоем. Маша опять говорит, что им нужен ребенок, ведь он: «сможет нас вылечить».

В финале фильма «Дылда» девушки обнимаются и начинают плакать.

Кадры из фильма Дылда
Поделиться в:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *